Новости
Новости
Мегапроекты
Новости
Карта будущего
Форум


05.03.2008

Раздел Архитектура Будущего - Офисно-гостиничный комплекс на пр. Металлургов


05.03.2008

Раздел Архитектура Будущего - Торгово-офисный комплекс на пр.Свободный, 44


26.02.2008

Раздел Архитектура Будущего - Жилые комплексы "Семь башен" и "Пять дворов" в квартале ВЦ3


02.03.05 Генеральный план Красноярска до 2020 года

Архитектура | Дата реализации: 01.2020

Генеральный план города Красноярска на период до 2020 года

 

Основания разработки: положения Устава г. Красноярска и Градостроительного кодекса Российской Федерации, результаты неоднократных общественных обсуждений материалов генплана, замечаний экспертных комиссий, городского Градостроительного совета, Краевого Управления вневедомственной экспертизы и Главгосэкспертизы России.

 

Проект рассмотрен и утвержден сессией Красноярского городского Совета 30 марта 2001года (Решение № В-23, о генеральном плане города).

Разработчик: Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики, Санкт-Петербург[1]

 

Градостроительные проработки: красноярских проектных институтов и, прежде всего, территориальных Красноярскгражданпроекта и ПромстройНИИпроекта

 

Ранее город Красноярск более двадцати восьми лет существовал и развивался по генплану 1973 года. Если оценивать качество работы его авторов, то это будет достаточно высокая оценка качества, судя по степени реализации заложенных в его материалах проектных предложений.

В соответствии с ним освобождена под строительство самая большая площадка города на территории бывшего аэропорта Северный; построены и введены в эксплуатацию аэропорты Емельяново и Черемшанка; сооружены два моста через Енисей — Октябрьский и Коркинский совмещенный автомобильно-железнодорожный; городской жилищный фонд увеличился более чем вдвое и достиг 17,8 миллионов квадратных метров, средняя жилобеспеченность за этот период возросла с 7,7 «квадратов» жилой площади на человека до 20,3 общей площади; продолжилась целенаправленная политика ансамблевой застройки в городе.

Сложилась система представительных улиц и площадей: проспекты имени газеты «Красноярский рабочий», Металлургов, набережная Енисея, система площадей исторического центра: Привокзальная, Красная, Революции, 350-летия Красноярска, Стрелка; спортивный комплекс на острове Отдыха, правобережная предмостная площадь. Современный архитектурный облик приобретают новые жилые районы Северный, Ветлужанка, Взлетный и другие комплексы жилой и общественной застройки. Реконструкция исторического центра ведется с учетом органичного, внимательного отношения к сохранившимся архитектурным памятникам и ландшафту.

Проект нового генерального плана во многом развивает основные прежние положения, что вполне обосновано, при этом авторы стремились учесть серьезные временные, территориальные и социальные изменения в градостроительной и жилищной политике, происходящие в стране, крае и городе.

Необходимо отметить, что далеко не все положения генерального плана удалось воплотить в жизнь. Не начато жилищное строительство на самой крупной правобережной площадке Кузнецовского плато. Не реализованы мероприятия по выносу за пределы города экологически вредных производств, уменьшению выбросов в атмосферу и нормализации санитарно-гигиенической обстановки в городе. Не осуществлен снос поселков Песчанка и Коркино, находящихся в санитарно-защитных зонах.

Вопреки верному тезису о целесообразности ограничения роста числа предприятий в Красноярске построен крупный завод тяжелых экскаваторов с территориально обособленным жилым районом Солнечным. Пройдет немало лет пока, пока «идущие» навстречу друг другу жилые районы Красноярска и Солнечного сольются в единое городское образование.

Периферийные селитебные районы, отведенные в основном под размещение коттеджной и малоэтажной застройки (до 20% нового строительства) пока остаются не обеспеченными системами инженерного оборудования. Выход мы видим в постепенном внедрении и развитии локальных систем инженерного благоустройства.

В течение последних лет численность населения Красноярска претерпела значительные изменения в сторону уменьшения, связанные, прежде всего, с тем, что из численности населения краевого центра было исключено население близлежащих закрытых городов, условно ранее в него включавшиеся.

Государственный комитет по статистике РФ, исходя из сложившихся к настоящему времени тенденций и возможного изменения в будущем, сделал прогнозные расчеты численности населения до 2010 г. в нескольких вариантах, а именно «кризисный», который предлагает предполагает затягивание экономического кризиса в стране, что неизбежно негативно отразится и на городе, когда рост смертности, начавшийся в середине 60-х годов может продолжится до конца прогнозируемого периода, а рождаемость находится на предельно низком уровне.

Другой, более оптимистичный вариант основан на том, что отрицательные явления последних лет удастся достаточно быстро нейтрализовать, вследствие чего уже в ближайшие годы произойдут положительные сдвиги в динамике смертности. Уровень рождаемости приблизится к до кризисному показателю и начнется новый этап демографического развития.

Наряду с процессами естественного изменения численности населения города существенное влияние на демографическую ситуацию оказывает целенаправленная политика регулирования и интенсификации миграционных процессов, направленных на обеспечение максимально-возможного прироста населения.

Социально-ориентированная политика позволит обеспечить максимально возможный прирост численности населения города к 2010г. — до миллиона жителей, на перспективу 2020 г. — 1100.0-1150.0 тыс. человек.

В соответствии с идеей компактного и экономичного развития городской площадки новый генеральный план предлагает размещать объекты строительства в пределах существующей городской черты (38.0 тыс. га). Определяющими принципами нового генплана являются изменения структуры городской застройки с занятием значительных территорий под малоэтажное строительство, выбор под массовую застройку территорий с относительно лучшими экологическими показателями, развитие общегородской структуры зеленых насаждений, ограниченное размещение некоторых новых производственных, коммунальных и транспортных объектов, связанных с обслуживанием городского хозяйства и организация санитарно-защитных зон.

Предполагается осуществить переход от линейной структуры планировки города к более сложной, радиально-расчлененной. Следует подчеркнуть, что во многом она складывается под влиянием природных факторов — долины реки Енисей и горных отрогов, являющихся основными осями природной среды. Важнейшим становится принцип создания единой системы озеленения пространств разделяющих и объединяющих планировочные районы.
Формируется структура своеобразных «зеленых клиньев», соединяющих городские острова, парки, бульвары, набережные с пригородными лесами и лугопарками. Необходимо поэтапно увеличить площадь зеленых насаждений общего пользования с 5,6 до 16,0 «квадратов» на человека, что соответствует рекомендуемому нормативу.

Предусматривается полная реконструкция и модернизация существующего панельного пятиэтажного фонда.

Основные планировочные предложения разработанного Красноярскгражданпроектом проекта исторического центра города базируются на следующих принципах:

— реконструкция и модернизация — основные виды освоения исторической зоны города;

— приоритетность комплексного подхода к проведению реконструкции;

— активное освоение подземного пространства;

— реорганизация инженерной инфраструктуры.

Особый интерес представляет идея максимального использования подземного пространства, создания под историческим центром своего рода цокольного этажа, где разместятся не только не только линии и станции метрополитена, но и блоки индивидуальных гаражей и автостоянок, кафе, клубы, хозяйственные помещения, магазины и т. п.

Продолжится, эффективная, характерная для Красноярска, практика ансамблевой застройки, создания системы градостроительных акцентов в виде исторических и новых площадей, проспектов, улиц, набережных.

Предстоит завершение ансамбля так называемого нового центра с административным зданием, планетарием, парком жилого района и другими объектами общественно—культурного назначения.

Особый интерес представляет проектирование и строительство с помощью финских организаций ультрасовременного объекта — красноярского аквапарка.

Значительное внимание будет уделено структурной организации территорий новых жилых районов, формированию единой системы транспортных и пешеходных связей, озеленения и размещения центров обслуживания.

В течение расчетного периода будет меняться характер городского коммунального транспорта: резко сократиться относительное количество экологически вредных автобусов, зато заметно возрастет число троллейбусных и трамвайных линий. Эти изменения и происходят уже сегодня на наших глазах.

Строится первая очередь красноярского метрополитена — по центру города, вторая очередь соединит центр с районом алюминиевого завода, далее намечается переход трассы через Енисей на правый берег.

Возможно, что первые поезда метро откроют движение в 2010 году. Альтернативы ему в миллионном городе не существует. Во-первых, пропускная способность многих улиц, особенно в центре, уже сегодня на пределе, во-вторых, метро экологично и комфортабельно и летом, и зимой. На 70 процентов строительство метрополитена финансируется из федерального бюджета, и не использовать этот весьма существенный фактор непростительно.

Заложено необходимость строительства четвертого коммунального моста через Енисей, намечено строительство мостов через р. Кача в створе ул. Обороны (по трассе новой магистрали), и в створе ул. Северной (на продолжении пр. Свободный, при подъеме на Караульную сопку). Предполагается построить шесть путепроводов и транспортных развязок с транссибирской железнодорожной магистралью, путепроводы через северный железнодорожный обход и автотранспортные развязки по трассе северной объездной дороги.

Параллельно с разработкой генерального плана города институт Урбанистики выполнил проект охранных зон памятников истории и культуры г. Красноярска. Весьма эффективную деятельность по реконструкции и модернизации памятников архитектуры ведут красноярские специализированные реставрационные организации по заказам краевого комитета по охране и использованию памятников истории и культуры, а также других заинтересованных заказчиков.
         Начиная с декабря 1990 года, после согласования технико-экономических основ новой редакции проекта генерального и начала проектных работ, все градостроительные действия, связанные с отводом площадок, проектированием и строительством, координируются с материалами нового генерального плана. Таким образом, обеспечивается целесообразная, полезная, непрерывная преемственность основных директивных градостроительных документов, каким является генплан города и детализирующие его проекты.

Вопросы развития и обновления инженерных сетей, проблемы территориального развития и зонирования планировочных районов города, вопросы экологии, транспортной структуры, развития системы зеленого благоустройства ждут оптимального решения в соответствии с основными положениями генерального плана.

Первоочередной этап реализации генерального плана на проектном уровне начался. Институт Красноярскгражданроект разработал основные направления развития жилищно-гражданского строительства г. Красноярска на период до 2010 года. Проект рассмотрен и одобрен на заседании актива администрации города 19 марта 2001 года. Институтом "Красноярсгражданпроект" разработан сводный план красных линий на магнитных носителях.

По заказу Департамента транспорта схему развития всех видов транспорта в г. Красноярске разрабатывает научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (Санкт — Петербург).

Завершена работа по составлению правил зонирования и застройки города.

В 2003 году было начато проектирование схем инженерного обеспечения города (водоснабжение, водоохрана, канализация, санитарная очистка, теплоснабжение, газоснабжение, инженерная подготовка и т. д.)

Продолжается формирование нового, современного облика города. На высоком профессиональном уровне исполняются и реализовываются как объекты нового строительства, так и работы по реставрации зданий и сооружений исторического центра Красноярска с разумным сдержанным уплотнением жилой и общественной застройки и активным многофункциональным использованием подземного пространства. Обеспечивается новое качество городской Среды — сплав современных градостроительных и архитектурных объектов с возрожденной красотой прошлых лет.

При этом приходится градостроительными и инженерными методами исправлять, смягчать отрицательные воздействия на среду и экологическое состояние городской площадки, грубые исторические ошибки в зонировании и размещении промышленных комплексов, гаражей, хозяйственных построек, карьеров и других производственных и коммунальных объектов.

 

Материал поготовлен на основании текста начальника отдела генерального плана комитета по архитектуре и градостроительству администрации Красноярска, заслуженного архитектора РФ Е. Зубковского

 



[1] Все послевоенные редакции генплана города (1947, 1960, 1973 г. г.) тоже были разработаны опытным коллективом этого института, ранее носившего название Ленгипрогора.

Все новости...

Сделать стартовой Добавить в избранное

 

BISER

© 2004. Творческий проект Проектно-аналитического агентства "ШАГ"

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, фото- и иных материалов ссылка на "www.krasnoyarsk2020.ru" обязательна.
Адрес электронной почты редакции и реклама на сайте: project_shag@list.ru.

Rambler's Top100